Туристам
+7 495 825-25-00
Агентствам
+7 495 280-08-16
Будни: 9:00-20:00, Сб: 10:00-16:00, Вс: выходной
СтраныГде купитьТуристамАгентствамО нас

Пять стран за поездку: все возможности трансграничного туризма России и стран СНГ

Российские турэксперты вместе с иностранными коллегами обсудили проблемы отрасли на форуме в Казахстане. Одной из основных тем встречи стала организация трансграничных туров. Какое будущее есть у этого направления путешествий — в материале «Ямал-Медиа».

Международный туристический форум «Стратегическое развитие туризма в неустойчивом мире» прохшел в казахстанском Актау 16 и 17 сентября. Его участники обменялись идеями по созданию трансграничных маршрутов и вспомнили опыт СССР, сообщили «Известия».

Трансграничный опыт

Маршруты, которые сейчас рассматривают в качестве потенциальных для трансграничных туров, во времена СССР были внутренними и пользовались популярностью. Об этом во время форума напомнил генеральный директор «Туроператора Интурист» Александр Мусихин. Часто их предлагали именно зарубежным туристам. По его словам, 90% путешественников посещали Москву, Ленинград и ездили по Золотому кольцу. Но туры по Средней Азии и странам Балтики тоже пользовались спросом.

Если говорить о современном опыте, то до начала пандемии многие иностранцы покупали трансграничные туры Казахстан — Россия. Чаще всего ими пользовались жители Индии. Казахстан даже предоставлял льготы таким туристам, но сейчас программа не действует, рассказал Мусихин.

Путешественники из Китая часто выбирали маршруты через Прибалтику, Скандинавию и Петербург. Многие въезжали в Россию с после отдыха в Эстонии или Финляндии. Но сейчас все программы с недружественными странами прекращены. Усилия было бы хорошо перенаправить на государства ЕАЭС и СНГ, выразил мнение Мусихин.

Развитие трансграничного туризма

Для развития трансграничного туризма можно использовать все пространство ШОС, СНГ и БРИКС, выразил уверенность глава экспертного совета комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктур Христофор Константиниди. По его мнению, создавать туры по нескольким странам можно не только по географическому принципу, но и на основе общей истории.

В России есть маршрут по городам античного наследия. В него входят Кубань, Крым, Севастополь и Ростовская область. Специалисты сейчас работают над созданием похожей международной программы по Великому шелковому пути, уточнил Константиниди.

Как правило, маршруты путешествий проходят по одной стране, туров с посещением нескольких государств за раз очень мало, рассказал в интервью «Ямал-Медиа» генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин. Если говорить про СНГ, то при путешествии в Среднюю Азию есть возможность соединить Узбекистан и Киргизию. Возможна связка Тбилиси и Еревана, но как правило, туристы выбирают либо Грузию, либо Армению.

«Во-первых, такие поездки получаются в полтора-два раза дороже, чем одна страна. Во-вторых, дефицит времени. Чтобы хорошо прочувствовать одну страну, надо провести в ней дней пять-шесть. Классический тур — это неделя с дорогой», — объяснил эксперт.

Чтобы успешно развивать трансграничный туризм, нужно создать отдельный продукт или даже компании, которые будут этим заниматься. Тесное сотрудничество властей государств и туроператоров тоже поможет воплотить идеи в реальность, высказал свое мнение председатель комитета ассоциации «Турпомощь» по визовым вопросам и взаимодействию с посольствами и консульствами иностранных государств Александр Сирченко.

Каспийский круиз

Самым ожидаемым трансграничным маршрутом является круиз по Каспийскому морю через Россию, Казахстан, Азербайджан, Туркмению и Иран. Его планировали запустить в этом году, но перенесли на 2024-й. Собеседник «Ямал-Медиа» предположил, почему это произошло.

«Азербайджан только в апреле снял ковидные ограничения для прибывающих туристов. До этого можно было ехать только с прививкой. У всех стран, которые находятся на маршруте, должны быть одинаковые требования: и ковидные, и визовые».

Сергей Ромашкин
генеральный директор турфирмы «Дельфин»


Еще один момент заключается в том, что у таких круизов очень долгий период продажи билетов. Например, для того, чтобы отплыть в мае 2023 года, начинать реализовывать места нужно было в 2022 году, отметил Ромашкин.

«На раскрутку направления нужно минимум полгода, быстрее не получится. Возможно, какой-то удачный момент для запуска был пропущен, а летом этим поздно было заниматься», — добавил он.


Тур мог бы стать популярным в Иране. Но к весне там не решили визовые вопросы. Въездные документы точно понадобились бы иранцам для въезда в Россию и наоборот, а электронные визы в Иране заработали только в августе.

«Я бы списал [задержку] на то, что было слишком много технических вопросов, которые не были решены до начала навигации, а в сезон их решать уже поздно».

Сергей Ромашкин
генеральный директор турфирмы «Дельфин»


Лайнер может отправиться в первое путешествие в 2024 году. Детали маршрута пока точно неизвестны. Но в прошлый раз заявлялось, что он зайдет в порты Баку, Махачкалы, Туркменбаши, Астрахани, Актау и в один из городов Ирана. Туристам обещали путеществие по Азовскому и Черному морям через Волго-Донской канал.

Источник: ЯМАЛ МЕДИА