Туристам
+7 495 825-25-00
Агентствам
+7 495 280-08-16
Будни: 9:00-20:00, Сб: 10:00-16:00, Вс: выходной
СтраныГде купитьТуристамАгентствамО нас

Спасо-Преображенский монастырь, Ярославль

Спасо-Преображенский монастырь, фото

Монастырь основан во второй половине XII века у главной переправы через реку Которосль, охраняя западные подступы к Ярославлю и входя в систему его укреплений.

Первоначально монастырь был небольшой с деревянными постройками. Первые каменные храмы монастыря — Преображенский собор и храм Входа Господа в Иерусалим, построены в начале XIII века владимиро-суздальскими мастерами и связаны с именами ростовского князя Константина и его сына, первого ярославского князя Всеволода.

При князе Константине, библиофиле и покровителе искусств, монастырь стал крупным культурным центром края. Здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище и библиотека с большим собранием русских и греческих рукописных книг. В конце XIII века монастырь стал усыпальницей новой династии ярославских князей. Основатели ее — князья Федор Ростиславович и его сыновья Давид и Константин почитались Иваном Грозным и в XV веке были канонизированы.

Являясь крупным религиозным центром, монастырь играл видную роль в политической, экономической и культурной жизни Ярославля и всей страны. В XVI веке после пожара восстановлены в камне монастырские постройки. Святые ворота (главный въезд в монастырь), Спасо-Преображенский собор, звонница, трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью были построены московскими мастерами в 1506–1516 гг., а расписаны московскими и ярославскими живописцами в 1563–1564 гг. По указу Ивана Грозного во 2 половине XVI века монастырь впервые обносится каменной стеною.

Сооружение крепостной стены оправдало себя при осаде города в 1609 году. От стен монастыря, отслужив благодарственный молебен, в 1612 году ополчение Минина и Пожарского пошло на освобождение Москвы. Весной 1613 года монастырь стал местом пребывания Михаила Федоровича Романова — основателя династии Романовых.

В XVII веке перестаиваются стены и башни, храмы и Святые ворота, настоятельские покои, сооружаются кельи, покои настоятеля, больничные палаты (позднее семинарский корпус). Символом победы над поляками стал новый храм Входа Господа в Иерусалим с приделом Михаила Малеина — патрона Михаила Романова.

В конце XVIII века монастырь был упразднен и превращен в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских. В первой половине XIX века монастырские постройки перестраиваются в соответствии с потребностями и вкусами новых владельцев в стиле классицизма: построена ризница; на основе древних храмов Входа Господа в Иерусалим в 1831 г. по проекту архитектора П.Я. Панькова сооружена церковь Ярославских Чудотворцев (князей Федора, Давида и Константина).

Монастырь, а затем его преемник Архиерейский Дом, являлись крупными религиозными центрами. В 1740-е г.г. при монастыре была открыта Духовная семинария. В богатой монастырской библиотеке хранилось собрание рукописей и старопечатных книг. Среди них был список древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве», в конце XVIII — начале XIX века найденный и опубликованный гр. А.И. Мусиным-Пушкиным. Монастырь привлекал богомольцев своими святынями: чудотворными иконами, захоронениями праведников, именитых людей. Посещали монастырь и царствующие особы: Иван IV, Петр I, Екатерина II Николай I. В 1920-ег.г. здесь были проведены ремонтные и исследовательские работы, в середине XX века реставрационные работы. Ансамбль был музеефицирован. С 1959 года в нем располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, обладающий коллекцией, насчитывающей более четверти миллиона экспонатов.

История Спасо-Преображенского монастыря
Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу р. Которосли близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу.
Точная дата основания неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 г. гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля.

Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г.
Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов — известен фрагмент надгробия ктитора Богоявленского храма — Алексея Авраамовича Зубчанинова (древний некрополь Спасо-Преображенского монастыря был утрачен уже к началу XIX века, сохраняются фрагменты отдельных надгробных плит). На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463 г. произошло событие, определившее существование Спасо-Преображенского собора на долгие годы — в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.
С утратой Ярославлем самостоятельности Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Монастырь посещали почти все русские великие князья, цари и императоры, начиная с Ивана III, жалуя его при этом своими милостями.

Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов, они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход.
Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.

В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.
Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит (время введения архимандритии неизвестно). В XVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» — светских людей. В 1764 г. Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея огромными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери «Ярославская Оранта».
В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1747 г. открывается Славяно-Латинская семинария — одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения — уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых, была вкладной.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни — чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.
Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 г., после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216–1224 гг.) и сопридельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218–1224 гг.), расположенные ныне в подклете церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд.
Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х гг. была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827 — 1831 гг. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я.Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.
Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х гг. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950–1960-е гг. и продолжается до сегодняшнего дня.

Стены и башни
Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е гг. XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в I половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая (1623 г.) и Углическая (1635 г.) крепостные башни и прясло стены между ними.

Спасо-Преображенский монастырь. Святые ворота

Спасо-Преображенский монастырь. Святые ворота, фото

Святые ворота являются главным входом на территорию Спасо-Преображенского монастыря. В этом качестве формируют южную панораму монастыря и города со стороны московской дороги.

Как боевая башня с дополнительными военными укреплениями Святые ворота принимали участие во всех оборонительных действиях монастыря. Главным из них была почти месячная осада монастыря поляками в мае 1609 г., в период гражданской войны и польской интервенции, когда оборонительные сооружения монастыря позволили ему продержаться до прихода войск Шуйского.  

Спасо-Преображенский монастырь. Звонница

Спасо-Преображенский монастырь. Звонница, фото

Ныне существующей звоннице предшествовала аналогичная деревянная постройка. Возможно, именно она изображена на композиции "Покров Богородицы" в алтарной части Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря.

Никаких документальных свидетельств об этом памятнике не сохранилось.

Является одной из главных высотных доминант в городской структуре.

Как самое высокое здание Спасского монастыря (более 30 м), преобладает над его архитектурным ансамблем и окружающей городской застройкой.

Формирует ряд основных панорам города, в том числе панораму Которосльной набережной — вид Ярославля со стороны московской дороги.    

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор, фото

Историческая справка 

Спасский собор построен на месте древнего собора 1216–1224 г. г. В Никоновской летописи под 1216 годом записано: " князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". Освящен собор был 6 августа 1224 года епископом Кириллом. Храм XIII века рухнул во время пожара 1501 года.

Мастера для строительства собора были присланы из Москвы, предполагается участие итальянских зодчих, из числа тех, кто возводил соборы Московского Кремля.

Ныне существующий собор был возведен на старом месте при великом князе Василии III, который, видимо, прислал и мастеров.

Спасо-Преображенский собор являлся главным храмом Спасо-Ярославского монастыря, который с первых дней своего существования был теснейшим образом связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную стороны жизни Ярославля.

В подклете Спасского собора находилась усыпальница ярославских удельных князей, а монастырь был духовным наставником во всех делах княжеского дома. С собором связаны многие знаменательные события не только города, но и страны.

В 1612 году ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина освятив здесь знамена вышло на освобождение Москвы.

В книгохранительнице собора находился знаменитый список шедевра древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", уникальное Спасское Евангелие начала XIII века, особо чтимые иконы "Ярославская Оранта" XIII века и "Преображение " и "Одигитрия" XVI века.

Спасский монастырь всегда пользовался особенным покровительством великокняжеского, а позднее царского Московского Дома. В подклете собора в XV веке были обретены нетленные и чудотворные мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. С XVI века они являются одной из главных святынь Ярославской земли. Изображения святых ярославских князей можно встретить на иконах и в стенописях всех соборах Московского Кремля. Эти мощи хранились в сопридельной собору Входоиерусалимской церкви ( позднее церкви Ярославских Чудотворцев).

Общая арихитектурная характеристика

Собор является самым древним из сохранившихся в Ярославле каменных храмов. Через сто лет после своего создания он стал одним из образцов для раннего периода ярославской архитектурной традиции (1 половина XVII века).

© 2001-2024 Туроператор «Дельфин». Все права защищены.